Медицинские центры, клиники, частный прием, отзывы, обследования, диагностика и лечение.
22
Справочник лекарственных средствЛекарственные растенияМедицина и правоМетки
смена региона

Периоды детского возраста и их характеристика

25.10.12.г, 18:39 | | просмотры:18117 | отзывы:0

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной за­кономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны опреде­ленные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и со­противляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различ­ных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ре­бенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют тре­бованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для пра­вильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погреш­ности в уходе, питании, температурном режиме могут неблаго­приятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорож­денного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

  • I. Период внутриутробного развития:
  •     1—фаза эмбриональ­ного развития (эмбрион),
  •     2—фаза плацентарного развития (плод).
  • II. Период новорожденности.
  • III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).
  • IV. Период молочных зубов:
  •     1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст),
  •     2—дошкольный возраст (период посещения детского сада).
  • V. Период отрочества (младший школьный возраст).
  • VI. Период полового созревания (старший школьный воз­раст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советски­ми педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патоло­гических состояний ребенка, а также для практических лечеб­но-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента ро­дов. Первые 3 мес беременности являются критическим перио­дом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изуче­ние особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноцен­ность ребенка, так как определенные хронические и острые ин­фекции, интоксикации, профессиональные вредности, испыты­ваемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсю­да ясно вытекает необходимость тщательного изучения состоя­ния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особен­ностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3 - 4 нед. после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребе­нок вступает постепенно в третий — грудной — период. В пе­риод новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно цент­ральной нервной системы, что выражается в своеобразном от­ношении к окружающей среде, в автоматических некоордини­рованных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспо­собленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Страница: 1 из 3

Комментарии (0)

Нет комментариев.